Top.Mail.Ru

Библейские пророки

Проро́к (с др.-греч. ὁ προφήτης) — это человек, говорящий от лица Бога; человек, избранный Богом, для того чтобы обращаться к народу и передавать от Него весть или учение. Пророк не обязательно должен быть евреем. В Талмуде сказано, что среди язычников также были пророки. А некоторые из пророков, как, например, Йона, отправлялись Создателем в другие страны для возвещения язычникам слова Божьего.

До XVIII века практически не подвергалось сомнению, что библейские тексты были переданы Богом через пророков, записаны и после этого сохранялись в неизменном виде.

Согласно Талмуду (своду правовых и религиозно-этических положений иудаизма), было 48 пророков и 7 пророчиц, которые пророчествовали Израилю.

Авраам — духовный предок всех верующих авраамических религий.

В иудаизме он является отцом-основателем особых отношений между евреями и Богом; в христианстве он является духовным прародителем всех верующих, как евреев, так и неевреев; и в исламе он является звеном в цепи исламских пророков, которая начинается с Адама и завершается Мухаммедом. Ещё трёхлетним ребёнком, увидев закат солнца и исчезновение луны и звёзд, он осознает, что «Господин есть над ними — Ему-то я буду служить и возносить моления свои».

Голос Господа пришел к Авраму в видении и повторил обещание земли и потомства, многочисленного, как звезды. Аврам и Бог заключили церемонию завета, и Бог рассказал о будущем рабстве Израиля в Египте. Бог описал Авраму землю, на которую будут претендовать его потомки.

Когда Авраму было 99 лет, Бог провозгласил новое имя Аврама: «Авраам» – «отец многих народов». Затем Авраам получил инструкции для завета, знаком которого должно было стать обрезание. В этом знаменательном событии Бог открылся Аврааму и заключил с ним завет (на месте, известном сегодня как гора Бетарим), в котором Бог объявил Аврааму, что его потомки в конечном итоге унаследуют Землю Израиля. Бог повелел обрезать всякого человека мужского пола, включая младенцев в восьмой день от рождения, рождённых в доме и купленных за серебро у иноземцев. Аврааму было 99 лет, когда была обрезана его крайняя плоть.

Еврейские ученые предполагают, что удаление крайней плоти символически представляет собой такое запечатывание завета.

Самое тяжелое испытание для Авраама случилось после того, когда он обрел долгожданного сына и Бог решил испытать послушание Авраама и велел ему принести в жертву Исаака на одной из гор в земле Мориа. Когда он занёс руку с ножом, чтобы заколоть сына, к нему с неба воззвал ангел. Через него Бог сообщил Аврааму, что теперь знает о его страхе перед Богом, а также повторил свои обещания Аврааму о множестве потомков и благословении, пообещав также им военные победы. Вместо Исаака был принесён в жертву Богу баран. После этих событий Авраам вернулся в Вирсавию. История жертвоприношения Авраамом (Ибрахимом) своего сына излагается и в Коране.

В память жертвоприношения Авраама мусульманами был учреждён праздник Курба́н-байра́м.

Исаак (Ицхак). Второй из патриархов Израиля, чудесным образом родившийся сын Авраама и Сарры, наследник завета Авраама с Богом. Отец Исава и Иакова, через последнего — прародитель двенадцати колен израилевых. В исламе тоже считается пророком (под именем Исхак). Время приготовления к принесению в жертву Исаака трактуется как испытание и заслуга не только Авраама, но и Исаака. По одной из легенд на пути к горе Мориа Исаак встретил Сатану, который обратился к нему со словами: «…твой отец с лёгким сердцем отправляется убить тебя», после чего Исаак побранил Сатану и сказал, что он не думает противиться желанию Создателя и приказанию отца своего. В другом месте рассказывается, как перед жертвоприношением Исаак просил отца покрепче связать его, говоря: «Я ещё молод и от испуга при виде ножа, быть может, сделаю такие движения, от которых жертва станет негодной»

Иаков (Яаков бен Ицхак), в исламе — Якуб. Третий из праотцов народа Израиля — сын Исаака (Ицхака) и внук Авраама. До 13 лет он изучал пути служения Творцу под руководством своего деда Авраама. Занимался также с отцом Исааком, который проявлял к нему особую строгость и требовательность, предпочитая ему старшего сына Исава. В день, когда праотец Авраам завершил свой земной путь, Иаков выкупил право первородства у своего старшего брата Исава и сделался родоначальником еврейского народа.

В пророческом сне Иаков увидел лестницу, стоящую на земле, но вершиной достигающую небес. По лестнице опускались и поднимались ангелы.

В этом пророческом видении Иаков впервые услышал обращенный к нему голос Творца, который заверил его в Своем покровительстве, защите и благословении. Он также пообещал подарить Иакову и его многочисленным потомкам «землю, на которой ты лежишь».

Под покровом ночи на Иакова напал некто неизвестный — и они сражались на протяжении всей ночи этим «некто» был ангел, согласно некоторым мнениям — ангел-покровитель Исава. Противник повредил бедро Иакова, но одолеть его не смог.

На рассвете ангел запросил мира и благословил его, сказав: «Впредь тебя будут называть не Иаков, а Израиль, ибо ты устоял и перед ангелом, и перед людьми».

Моисей (Моше́). Пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Важнейший пророк в иудаизме. О нем сказано, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор. 34:10).

Моисей почитаем среди евреев сегодня как «законодатель Израиля», и он изложил несколько сводов законов в четырех книгах. Первый — это Кодекс завета, условия завета, который Бог предлагает израильтянам на горе Синай. Неотъемлемой частью завета являются Декалог (Десять заповедей, Исход 20:1-17), и Книга Завета (Исход 20:22-23:19). Вся Книга Левит представляет собой второй свод законов, Книга чисел начинается с еще одного свода, а Книга Второзакония — с другого.

Моисей традиционно считался автором этих четырех книг и Книги Бытия, которые вместе составляют Тору, первый раздел еврейской Библии.

Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог дал ему указание взять жезл и сказать скале, чтобы она дала воду, но вместо этого он ударил в неё два раза своим жезлом (Чис. 20:7—12).

Также о нём говорится: «…если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому́ Моём: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит…» (Чис. 12:6—8).

В мусульманской традиции имя Моисей звучит как Муса́. Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора).

Ааро́н (ивр. ‏אַהֲרֹן‏‎, Арон). В исламе почитается под именем Харуна ибн Имрана, брата Мусы.

В библейском Пятикнижии старший брат Моисея[4] и его сподвижник при освобождении евреев из египетского рабства, первый еврейский первосвященник. В Библии особенно отмечаются в характере Аарона черты примирительности, кротости и мягкости.

Иису́с Нави́н (Иисус сын Нави́н, др.-евр. ‏יְהוֹשֻׁעַ בִּן נוּן‏‎, Иехошу́а бин-Нун; в исламе Йуша бин Нун или Юша ибн Нун).

Был помощником Моисея в книгах Исход и Числа, а позже сменил Моисея на посту лидера израильских племен в Книге Иисуса Навина еврейской Библии.

Согласно книге Иисуса Навина именно Бог назначил Иисуса Навина преемником Моисея на посту лидера израильтян, а также дал ему благословение непобедимости при жизни.

«Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя.

Будь твёрд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;» (Нав. 1:2—6)

Иисус Навин пользуется уважением среди мусульман. Мусульмане также считают Иисуса Навина лидером правоверных после смерти Моисея.

Финее́с (др.-евр. ‏פִּינְחָס‏‎, Pinəḥas, Pînəħās, Пинхас или Пинехас).

Бог восхваляет Финееса в Числах 25:10-13, а также царя Давида в Псалмах 106:28-31 за то, что он остановил падение Израиля к идолопоклонству, привнесенному мадианитянками, а также за то, что он прекратил осквернение Божьего святилища. После вступления в землю Израиля и смерти своего отца он был назначен третьим первосвященником Израиля и служил в святилище Вефиля (Судьи 20:28).

Пророк Илий (Эли). Илий был священником и судьей в городе Шило (Силом). История пророка Илия переплетается с историями о пророке Елкане и пророке Самуиле.

Библейская история о пророке Илии и пророке Самуиле содержит в себе подсказки о том, как пророку нужно вести себя при контакте с Богом.

Библейская история о сыновьях Илия — Офни и Финеесе, рассказывает о том, какое наказание может получить наставник священников, если не будет в строгости воспитывать своих учеников и будет попускать им их нечестивое поведение.

Елкана (Элкана)(ивр. ‏אלקנה‏‎ Элькана́) — левит (священник), отец пророка и судьи Самуила.

На примере истории семьи Елканы, Анны и Феннаны в Библии показан важный урок: без духовного единства мужа и жены не будет благословения для детей. И своя роль в укреплении духовного единства есть у каждого из супругов.

Самуи́л (ивр. ‏שְׁמוּאֵל‏‎, Шмуэ́ль) — библейский пророк, последний из судей израильских, помазал на царство первого из царей Израиля, Саула.

Жизнь Самуила описана в Первой книге Царств (в еврейской традиции — Первая книга Самуила).

Самуил воспитывался при Скинии в самое тяжёлое и смутное время в жизни израильтян. Он явился преобразователем своего народа. При первосвященнике и Судье И́лии моральное состояние до крайности пало; народу пришлось перенести жесточайшее поражение со стороны филистимлян, которые в результате захватили величайшую святыню — Ковчег Завета.

Иудеи кроме бесчисленных военных потерь в людях и мат. средствах  утратили свою главную святыню — Ковчег Завета.
      Это был не только  главный предмет поклонения для иудеев но и единственное средство связи  между  Богом и его «избранным» народом!!!!
      Мало того, что сам Ковчег Завета попал в руки врага.
     Там он был окончательно выведен из строя.

Самуил мудро правил народом в качестве верховного судьи до преклонных лет и высоко поднял его благосостояние.

Однажды ночью Самуил услышал голос, зовущий его по имени. Согласно еврейскому историку первого века Иосифу Флавию, Самуилу было 12 лет. Самуил изначально предположил, что это исходит от Эли, и пошел к Эли спросить, чего он хочет. Эли, однако, отправил Самуила обратно спать. После того, как это повторилось три раза, Илий понял, что голос принадлежал Господу, и проинструктировал Самуила о том, как ответить:

Если Он позовет тебя, тогда ты должен сказать: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».

Предание приписывает ему составление библейской книги Судей. Завершив эпоху судей, он открыл новую эпоху – царей. Его имя навсегда вошло в историю Израиля благодаря тому, что именно Самуил помазал на царство Саула.

 

Но с открытием этой эпохи одновременно свершилась и величайшая трагедия Библейской истории. Народ, не доверившись Богу и отвергнув его, как своего прямого Правителя и Царя, опасаясь, чтобы после смерти Самуила не водворилось прежнее бесправие и анархия, стал просить его, чтобы он поставил над ними царя из людей.

«7 И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними;

18 И восстенаете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе; и не будет Господь отвечать вам тогда.»

Когда же Саул не оправдал его ожиданий — помазал на царство тогда еще совсем юного Давида. Считается знаменитейшим из судей.

Гад — провидец или пророк, упоминаемый в еврейской Библии и трудах еврейского историка Иосифа Флавия. Он был одним из личных пророков израильского царя Давида, и, согласно талмудической традиции, некоторые из его сочинений, как полагают, включены в Книги Самуила. В период, когда Давид спасался от преследований Саула, Гад помогал ему советами (1Цар. 22:5 и др.). После того как Давид стал царём Израиля, Гад вошёл в число его советников. Вместе с пророком Нафаном организовывал служение левитских певцов и музыкантов (2Пар. 29:25). После проведённой Давидом переписи населения Гад явился к нему, чтобы возвестить о наказании Господнем за этот поступок (2Цар. 24:11-19).

Прорóк Нафа́н (Натáн) — библейский пророк, живший во времена царей Давида и Соломона, один из авторов Книги Царств (1Пар. 29:29, 2Пар. 9:29).

Он возвестил Божий суд Давиду (2Цар. 12). Нафан сообщил царю Божественное откровение: строительство храма, планировавшееся Давидом и поначалу одобренное Нафаном, не будет осуществлено, но Господь вместо этого укрепит дом Давида и благословит его (2Цар. 7, 1Пар. 17).

Когда Адония захотел стать царём, Нафан вмешался и встал на сторону Соломона, воспитателем которого он был (2Цар. 12:25). Нафан содействовал тому, чтобы Давид повелел помазать Соломона на царство (3Цар. 1).

Через Нафана и другого пророка, Гада, Бог передал Давиду повеление о том, как организовать служение левитских певцов и музыкантов (2Пар. 29:25).

Царь Давид — библейский пророк, автор большинства молитвенных песней, псалмов, составивших одну из книг Ветхого Завета — Псалтырь. Когда Бог отверг царя Саула (Шаула) за непокорность, Он послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1 Цар. 16:1—13). Образ Давида представляет собой образ идеального властителя.

Ахи́я Сило́млянин (Ахия Шилонит) — пророк времён царя Соломона.

Рассказ о пророке Ахии содержится в Третьей книге Царств. Сообщается о его встрече на поле с сановником царя Соломона Иеровоамом, которому он предсказал власть над десятью коленами Израиля.

Условием передачи царства Иеровоаму было требование «соблюдать все, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид» (3Цар. 30:38).

После воцарения Иеровоам стал идолопоклонником, и Ахия, уже состарившийся и ослепший, предсказал жене смерть больного сына царя и полное истребление его рода (3Цар. 14:1-16). Это пророчество исполнилось в период заговора Ваасы — царь Нават, сын Иеровоама, был свергнут (3Цар. 15:29-30).

Соломон. Правитель объединённого Израильского царства в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), соправитель Давида в первые два года своего царствования. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.

Соломон был библейским царем, наиболее известным своей мудростью. В 1 Книге Царств он принес жертву Богу, и Бог позже явился ему во сне, спрашивая, чего Соломон хотел от Бога. Соломон попросил мудрости, чтобы лучше править и направлять свой народ. Бог лично ответил на молитву Соломона, пообещав ему великую мудрость, потому что он не просил корыстных наград, таких как долгая жизнь или смерть его врагов.

Шемайя — пророк в период Первого Храма. Согласно 1 Царств и 2 Паралипоменон, вмешательство Шемайи предотвратило войну между Ровоамом и Иеровоамом после того, как последний заставил северные колена Израиля отделиться от колен Иуды и Вениамина.

На пятый год царствования Ровоама в страну вторглась армия египетского фараона Шишака и осадила Иерусалим. В эти дни Шемая явился к царю и его сановникам, чтобы передать им грозные слова Бога: «Так говорит Бог: Вы оставили Меня. За это и Я оставляю вас в руках Шишака». А когда под воздействием слов пророка царь и его сановники раскаялись, Всевышний передал через Шемаю слова примирения: «Они покорились Мне, и Я их не истреблю, дав им возможность избавления. Мой гнев не прольется на Иерусалим рукою Шишака. Однако они станут его вассалами, чтобы знали, каково одновременно служить Мне и царствам земным». Фараон Шишак захватил Иерусалим, но не разрушил его, а лишь увез с собой сокровища Храма и царского дворца.

Иддо. Согласно книгам Паралипоменон, он жил во времена правления царя Соломона и его наследников, Ровоама и Авии, в Царстве Иудейском. Хотя об Иддо известно мало, в Книгах Паралипоменон говорится, что события правления Соломона, а также пророчества Иддо о израильском царе Иеровоаме I были зафиксированы в письменной форме. Предполагаемые записи, составленные Иддо не сохранились. Ему также приписывают историю царя Ровоама и его сына, царя Абиджи.

Авдий (Овадия— «служащий Богу»). Талмуд называет его обратившимся в иудаизм идумеем (из Эдома) и отождествляет с богобоязненным домоправителем порочного израильского царя начала Ахава. Предполагается, что Овадия получил дар пророчества за то, что скрыл «сто пророков» от преследования Иезавели. Он спрятал пророков в двух пещерах, чтобы, если обнаружат тех, кто в одной пещере, те, кто в другой, могли еще спастись.

Овадия был очень богат, но все его состояние тратилось на пропитание бедных пророков, пока, в конце концов, чтобы иметь возможность продолжать содержать их, ему не пришлось занять денег под проценты у сына Ахава Иорама.

Пророк Ииуй (Иегу). Согласно Библии, Ииуй осудил Ваасу, царя Израиля, и Дом Ваасы (1 Царств 16:7), обвинив его в том, что он, подобно своему предшественнику Иеровоаму, ввел народ в грех идолопоклонства. Ииуй предсказал, что:

«несомненно, [Бог] заберет потомство Баасы и потомство его дома, и … сделает ваш дом подобным дому Иеровоама, сына Навата. Псы съедят того, кто принадлежит Баасе и умрет в городе, и птицы небесные съедят того, кто умрет в полях.»

Его слова исполнились в правление Элы, сына Бааши, когда предатель Зимри убил Элу и всю семью Бааши и его сподвижников. (1 Царств 16:1,7,12).

Ииуй также бросил вызов Иосафату, царю Иудеи. Союз Иосафата с Ахавом закончился смертью последнего в битве при Рамофе Галаадском. Иосафат благополучно вернулся, но Ииуй упрекнул его за помощь нечестивому царю Ахаву. Далее он сказал, что, тем не менее, Господь нашел хорошее в царе, поскольку тот убрал столбы Ашеры с земли и настроил свое сердце на поиск Бога. (2-я Паралипоменон 19:2-3).

Пророк Одед упоминается в гл. 28 2 книги Паралипоменон. Когда Израильтяне победоносно возвращались в Самарию из похода на Иудею, Одед убеждал Израильтян дать свободу плененным ими Иудеям (двести тысяч жен, сыновей и дочерей) и возвратить взятую ими воинскую добычу.

«Господь Бог во гневе на Иудеев предал их в руку вашу». — А разве на самих вас нет вины пред Господом? — сказал Одед пред войском. В своей речи он призвал их возвратить плененных. В Библии сказано:

Там был пророк Господень, имя его Одед. Он вышел пред лице войска, шедшего в Самарию, и сказал им: вот Господь Бог отцов ваших, во гневе на Иудеев, предал их в руку вашу, и вы избили их с такою яростью, которая достигла до небес. ( Библия:2Пар.28:9).

Он присоединился к некоторым самаритянским вождям, которые также призывали к этому, и их призыв был успешным, и все пленные Иудеи были накормлены, одеты и обуты, помазаны елеем и отпущены в Иерихон к братьям их.

Азария был пророком, описанным во 2 Паралипоменон 15.

Описывается, как на него нисходит Дух Божий (стих 1), и он отправляется на встречу с царем Иудеи Асой, чтобы увещевать его провести реформаторскую работу. В ответ на поощрение Азарии Аса провел ряд реформ, включая уничтожение идолов и ремонт алтаря Яхве в Иерусалимском храмовом комплексе. В Библии записано, что за проведением этих реформ последовал период мира (стих 19).

Ханани. Пророк в период Первого Храма. Отец пророка Ииуя.

Пророк, который был послан, чтобы упрекнуть царя Иудеи Аса за вступление в союз с Бен-Хададом I, царем Сирии, против северного царства Израиль. Ханани был заключен Асой в колодки (2 Паралипоменон 16:7-10).

Иахазиил. 2 Паралипоменон 20 повествует о совместном нападении на Иудею народов Моава, Аммона и Эдома во времена царя Иосафата. Царь объявил пост Господу и молился о его помощи перед собравшимся народом.

«Тогда посреди собрания дух Господень сошел на Иахазиила, сына Захарии, сына Ванеи, сына Иоиля, сына Матфании, левита, из сыновей Асафа, и он сказал: Внимайте, вся Иудея и жители Иерусалима и царь Иосафат; так сказал вам Господь: «Не бойтесь и не ужасайтесь этого великого множества, ибо битва Божья, а не ваша …»‘

На следующее утро Иосафат вывел свой народ, призывая их иметь веру в Господа и вознося ему хвалу. Они увидели, как их враги ополчились друг на друга, и с радостью вернулись в Иерусалим. После этого в Иудейском царстве воцарился мир благодаря божественному вмешательству против его врагов.

Элиэзер. Пророк по имени Элиэзер, сын Додавы, упрекнул царя Иосафата в том, что он примкнул к Охозии, царю Израиля. Иософат и Охозия построили корабли в Эцион-Гавере, которые должны были отплыть в Фарсис для торговли. Согласно 2-й Паралипоменон (20:37), корабли затонули из-за того, что он не полагался на Господа:

Элиэзер, сын Додаваху из Мареши, пророчествовал против Иосафата, говоря: «За то, что ты заключил союз с Охозией, Господь разрушит то, что ты создал». Корабли потерпели крушение и не смогли выйти в море для торговли.

Пророк Илия (Илья, Ильяс). В 1 Царств 18 Илия защищал поклонение еврейскому Богу, а не ханаанскому божеству Ваалу. Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты. Когда нечестие Ахава достигло крайней степени, пророк возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся и началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего.

Пророк Елисей (Элиша, Аль-Яса). Став ревностным последователем своего учителя, пророка Илии, Елисей пророчествовал более 65 лет, при шести царях израильских (от Ахава до Иоаса) обличая их нечестие и склонность к идолопоклонству.

С его именем связывается множество чудес — от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной сонамитянки. К известным его чудесам также относятся: умножение елея по просьбе бедной вдовы (4Цар. 4:1-6), умножение хлебных начатков (4Цар. 4:42-44), исцеление сирийского полководца Неемана (4Цар. 5:1-19). Во всех рассказах о Елисее он изображён как человек глубоко прозорливый, сильный духом и верой. К его времени относится высшее развитие давнего учреждения, известного под названием «пророческих сонмов» или школ — своего рода подвижных религиозно-просветительных общин, в которых воспитывались молодые люди под руководством уже умудренных опытом и известных своей деятельностью пророков.

Пророк Михей, сын Имлаха — библейский пророк. Не следует путать с пророком Михеем, автором Книги пророка Михея.

Согласно Танаху, был пророком во время первого храма в IX веке до нашей эры, при дворе царя Ахава.

Его история рассказывается в Третьей книге царств, глава 22 и Паралипоменон 2, глава 18. Ахав и Иосафат призывают Михея, чтобы он предсказал результат войны с Арамом. В отличие от других пророков Михей предсказывает поражение Ахаву. Михей использует для этого редкое для Танаха описание Небесного престола.

Ахав приказывает арестовать Михея до своего возвращения с войны, однако пророчество Михея исполняется, и Ахава убивают арамейской стрелой.

Пророк Иона.  Согласно Библии, Иона является центральной фигурой Книги Пророка Ионы, в которой подробно описывается его нежелание вершить суд Божий над городом Ниневия. Впоследствии он возвращается к божественной миссии после того, как его проглатывает большое морское существо, а затем отпускает. В иудаизме история Ионы представляется как пример учения тешувы, которое является определяет возможность покаяться и быть прощенным Богом.

Пророк Амос. В своей проповеди Амос выступал в защиту строгого монотеизма, против распространения идолопоклонства. Он обличал недостатки современного ему общества, особенно социальную несправедливость и неравенство, призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Амос утверждал, что человечность и правда являются формами служения Богу более важными, чем формальное принесение жертв. В его книге мы впервые встречаем идею равенства всех народов; избранничество Израиля он понимал, как высокую меру ответственности перед Богом. Амос — первый из пророков, который записал полученные им послания. Им всегда восхищались за чистоту его языка, красоту дикции и поэтическое искусство. Во всех этих отношениях он является духовным прародителем Исайи. То, что мы знаем об Амосе, почерпнуто исключительно из книги, автором которой он сам был.

Пророк Осия. Автор Книги Осии. Жил и пророчествовал в Израильском царстве во времена царя Иеровоама II вплоть до гибели Израиля и разрушения его столицы — Самарии. Горячо проповедовал в среде Дома Израиля (Северного Царства) покаяние и возвращение на пути Господа, к искренней вере. Как и Амос, Осия боролся против идолопоклонства, пустившего свои корни в среде Десяти Северных колен, отступивших от поклонения истинному Богу.

Пророк Амос (Амоз). Отец Исайи. Согласно некоторым традициям, Амос — это «человек Божий» из 2-й Паралипоменон 25:7-9 (Седер Олам Рабба 20), который предостерег Амасию отпустить израильских наемников, которых он нанял.

Пророк Исайя. Его пророческое служение началось в возрасте 20 лет с видения Бога на высоком и превознесённом престоле; края риз его наполняли весь храм, вокруг Него летали ангелы и взывали друг к другу: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Согласно преданию, Исаия — автор ветхозаветной книги пророка Исаии.

Пророк Михей. Согласно Библии, Михей, также известный как Михеас, был пророком в иудаизме и является автором Книги Михея. Он был современником пророков Исайи, Амоса и Осии. Он пророчествовал во времена правления царей Иудеи Иоафама, Ахаза и Езекии.

Послания Михея были направлены главным образом к Иерусалиму. Он предсказал будущее разрушение Иерусалима и Самарии, разрушение, а затем будущее восстановление Иудейского государства, упрекал народ Иудеи в нечестности и идолопоклонстве.

Пророк Иоиль. Автор Книги пророка Иоиля.

Пророк Софония. Написал Книгу пророка Софонии. Смело предсказывая разрушение Иудеи за зло, совершенное ее жителями, пророк выступил против религиозного и морального разложения, когда, ввиду идолопоклонства, проникшего даже в святилище, он предупредил, что Бог «истребит с этого места остатки Ваала и имена священников-идолопоклонников» (Соф 1:4), и призвал вернуться к простоте их отцов вместо роскошной иностранной одежды, которую носили особенно в аристократических кругах (1 :8).

Пророк Наум. Труды Наума можно воспринимать как пророчество или как историю.

Пророк Аввакум.  Автор названной его именем книги, предсказавший приход Мессии и пленение Иерусалима (Книга пророка Аввакума). Единственное произведение, приписываемое Аввакуму, — это краткая библейская книга, носящая его имя. Книга Аввакума состоит из пяти оракулов о халдеях (вавилонянах) и хвалебной песни Богу.

Стиль книги был высоко оценен многими учеными, предполагающими, что ее автор был человеком большого литературного таланта.

Урия – библейский пророк, сын Шемайи

Иеремия. Автор книги пророка Иеремии и книги «Плач Иеремии». Иеремия был активным пророком с тринадцатого года правления Иосии, царя Иудеи (626 год до н.э.), вплоть до падения Иерусалима и разрушения Храма Соломона в 587 году до н.э. Этот период охватывал правления пяти царей Иудеи: Иосии, Иоахаза, Иоакима, Иоахина и Седекии.

Иезекииль. Пророчествовать начал в возрасте тридцати лет, находясь в вавилонском пленении. Автор Книги Пророка Иезекииля, которая включает пророчества о разрушении Иерусалима и восстановлении евреев на земле Израиля. В своей книге Иезекииль, перечисляя грехи Израиля и предрекая кары, подчеркивает, что Бог желает не гибели беззаконников, но их покаяния.

Мехсея — второстепенная фигура в Библии, дед Баруха бен Нерии и отец Нерии. Согласно Талмуду, он был пророком.

Нерея (Нерия). Талмуд перечисляет его и его сыновей как пророков.

Барух бен Нерия. Барух был писцом пророка Иеремии и записал первое и второе издания его пророчеств в том виде, в каком они были продиктованы ему. Ему приписывались Книга Баруха и две другие еврейские книги.

Серайя или Срая — имя нескольких людей, упомянутых в еврейской Библии, и имя с другими небиблейскими употреблениями.

Аггей. Аггей был еврейским пророком во время строительства Второго Храма в Иерусалиме и автором Книги Аггея. Он известен своим пророчеством в 520 г. до н.э., повелевающим евреям восстановить Храм.

Новый Храм должен был превзойти величавость предыдущего Храма. Он утверждал, что если Храм не будет построен, еврейский народ постигнет нищета, голод и засуха.

Пророк Захария. Традиционно считается автором Книги пророка Захарии. Цель написания книги пророка Захарии — ободрить иудейский народ в восстановлении Иерусалимского храма и рассеять ложное мнение о праведности и богоугодности евреев, освобожденных после 70-ти лет Вавилонского плена.

Мордехай. Является одним из главных действующих лиц в книге Есфири в Библии. Мардохей, пленный иудей из колена Вениаминова, сын Иаира, живший в Сузах при дворе Артаксеркса, воспитатель своей кузины Есфири, ставшей впоследствии царицей Персии. Мардохей впал в немилость Амана, главного царского вельможи, человека весьма честолюбивого и гордого. Чтобы отмстить презренному иудею, Аман составил план поголовного истребления всех иудеев в царстве. Преступный замысел, однако, не осуществился благодаря ходатайству царицы Есфири перед царём Артаксерксом. Сам Аман погиб на виселице, а Мардохей занял его высокое место при дворе.

Малахия. Имя, которое используется в книге Малахии, последней книги Невиим (пророки) разделе Танаха. Согласно библейскому словарю Истона 1897 года, возможно, что Малахия не является именем собственным. Поскольку это просто означает «посланник», многие предполагают, что это псевдоним. Еврейская традиция утверждает, что настоящей личностью Малахии является Эзра Ездра.

7 пророчиц для Израиля

Сара. Жена Авраама, первая из четырёх прародительниц еврейского народа. Сарра была не просто супругой Авраама, она играла важную роль в деле, которому посвятил себя её муж.

Мириам — пророчица, старшая сестра Аарона и Моисея (Исх. 15:20). Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моисея (Чис. 12:5−8). Тем не менее она, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне (Мих. 6:4).

Мириам считается также спасительницей Израиля. За заслуги Мириам евреев в пустыне сопровождал чудесный источник (колодец Мириам) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам этот источник исчез.

Дебора. Согласно Книге судей, Дебора была пророчицей Бога израильтян, четвертым судьей домонархического Израиля и единственной судьей женского пола, упомянутой в еврейской Библии.

Ханна — одна из жен Елканы, упоминаемая в Первой книге Самуила. Согласно Еврейской Библии, она была матерью Самуила.

Абигайль была третьей женой Давида после Ахиноам и дочери Саула Мелхолы. Абигайль стала матерью одного из сыновей Давида, который указан в Книге Паралипоменон под именем Даниил.

Хульда — пророк, упомянутый в еврейской Библии во 2 Царств 22:14-20 и 2 Паралипоменон 34:22-28. Она была пророчицей. После обнаружения книги Закона во время ремонтных работ в храме Соломона по приказу царя Иосии, Хилкия вместе с Ахикамом, Акбором, Шафаном и Асайей обращаются к ней, чтобы узнать мнение Господа.

Есфирь (Эстер). Главная героиня одноимённой книги Танаха и событий, связанных с праздником Пурим.

Талмуд перечисляет ещё 7 пророков, обращенных к народам мира (язычникам):

Валаам. Царь Моава Валак предложил ему деньги, чтобы тот проклял Израиль (Числа 22-24), но вместо этого Валаам благословил израильтян, как велел Бог.

Беор (Веор), отец Валаама, считается пророком в иудаизме. Талмуд говорит в Баба Батре 15б: «Семь пророков пророчествовали язычникам, а именно: Валаам и его отец, Иов, Елифаз, феманитянин, Вилдад, шухитянин, Софар, нааматитянин, и Елиуй, сын Варахиля, бузитянина».

Пророк Иов является центральной фигурой в Книге Иова. В раввинской литературе Иова называют одним из пророков язычников. В исламе Иов также считается пророком.

Елифаз. Елифаз предстает как представитель мудрости эдомитян.

Вилдад (Билдад). Был одним из трех друзей Иова, которые посещали патриарха в Книге Иова Библии.

Софар (Зофар, Цофар). Нааматитянин — один из трех друзей «Иова», которые навещают его, чтобы утешить во время болезни.

Елиуй — критик Иова и трех его друзей в Книге Иова.